Методики

Методики доступные для использования после установки программы:

Ценностный опросник (ЦО) С. Шварца
и духовное развитие личности: нормальное и патологическое

А. Л. Лихтарников


1. Ценностное жизненное пространство человека

Рассмотрим в качестве ценностного жизненного пространства человека многомерное индивидуальное пространство отношений. Речь идет об отношениях человека со своим внутренним миром, отношениях между ним и обществом и отношениях в обществе таких, какими они представлены ему в данный момент времени. Ориентация в этом пространстве задается психологическими ценностями. Мы будем использовать жизненное пространство как инструментальное средство и как наглядный образ - многомерный ценностно-смысловой аналог понятия, которое создал Курт Левин [4: с. 372-424].

Далее различаются два "опорных" понятия: позиция человека в жизненном пространстве и его система ориентации в этом пространстве. Позиция человека в жизненном пространстве определяется его представлениями о том, какими из ценностей определенного круга он располагает. Позиция есть то, что существует "здесь и сейчас", поэтому такие позиции многообразны, изменчивы и зависят от текущих потребностей. Будем называть ценностным представлением или доменом совокупность жизненных позиций, доступных для человека в конкретный ограниченный период его жизни. Если человеку удается найти динамическую связь своего домена и ориентации ("сориентировать позицию в ценностном пространстве"), то эту связь можно назвать смыслом его позиции. К таким связям относятся деятельность, игра, любовь, вера, страдание, зависимость и другие. Жизненное пространство в мотивационном представлении будет поляризовано ценностями, которые дают человеку позитивные направления ориентации в жизненном пространстве. В соответствии с конфигурацией этих направлений люди движутся в своем жизненном пространстве, выбирая определенные траектории движения под влиянием притягивающих полюсов разной природы.

Данная работа своей основной целью имеет экспериментальное исследование развития ценностных жизненных пространств. Нашим методом будет сравнительный анализ, причем в данной работе в соответствии с целью мы сравниваем не индивидуальные пространства, хотя это было бы вполне возможно, а пространства, построенные для определенной выборки, заданной характеристическими признаками. Например, это выборки детей или подростков, стратифицированные возрастом и полом или выборки здоровых и больных взрослых, наркоманов и алкоголиков, осужденных подростков и т.д.

Теорий жизненных пространств, соответствующих нашему определению, - психологических, социологических, философских, - столько же, сколько авторов, которые использовали ценностные понятия для объяснений феноменов отношений людей, их жизнедеятельности, их обществ или феноменов своей собственной мысли или своей жизни. Например, труд Платона о государстве по существу дела посвящен взаимосвязям и влиянию на общество такой ценности, как справедливость.

Естественно назвать мотивационными моделями теории, претендующие на психологическое объяснение устройства жизненных пространств. Для решения поставленных ниже задач нам была необходима конкретная мотивационная модель, допускающая операционализацию. В качестве такой модели была выбрана теория мотивационных типов С.Шварца-В.Билски, которая представляет ценности как "познанные потребности" или когнитивные репрезентации определенных категорий потребностей [1]. Методика (ценностный опросник) Шварца представляется нам наиболее приемлемой для исследований динамики изменения ценностей как в популяции в связи с изменениями в обществе, так и для личности в связи с ее жизненными проблемами. Наш перевод опросника С. Шварца был сделан в 1989 году. В течение 1991-2003 гг. систематически проводились опросы детей от 10 лет, их родителей, подростков, молодежи, учителей, и других групп. Основной целью нашего проекта тогда являлось исследование динамики изменения ценностей в кризисном социуме. Эти исследования были поддержаны Институтом "Открытое Общество" (грант OWB820 1999 г.) которому мы хотим выразить благодарность за содействие нашим работам. Часть результатов была опубликована [7,8]. Отметим, что наш проект не имел отношения к международному проекту С.Шварца, реализованному в 1985-95 гг в 20 странах, но методику и предложение работать с ней, мы получили в 1989 году от П.Н. Шихирева (Институт психологии РАН), продвигавшего проект С.Шварца в СССР.

В мотивационных моделях жизненного пространства, построенных нами на основе теории С.Шварца и В.Билски [1], мы будем использовать основные предположения этой теории и, в частности, способ разделения ценностей на группы, которые названы мотивационными типами. В каждом из трех "чисто социальных" мотивационных типов - конформизме, традициях и социальности определены конкретные совокупности ценностей, агрегирующие структуры отношений в социуме. В четырех смешанных мотивационных типах - безопасности, зрелости, социальной культуре и духовности, характеризуется в основном личность через отношения ее индивидуальности с обществом. Именно эта группа ценностей существенно зависит от особенностей национальной культуры. Наконец, индивидуальные мотивационные типы: наслаждение, достижения, социальная власть, самоопределение и стимуляция - устанавливают те ценности, которые в наибольшей степени порождаются индивидуальностью и часто вступают в противоречия с социальными и смешанными.

Ниже показано на конкретных структурах (подробный анализ не приводится из-за ограничения объема работы), что размерность жизненного пространства в этой модели отражает наличие мотивационных противоречий. Эта размерность изменяется закономерно при нормальном развитии: растет когда противоречия разрешаются путем перестройки связей мотивационных типов и уменьшается при ценностном развитии, когда личность стремится к целостности и лучшей ориентации в ценностном пространстве. Эта динамическая и диалектическая система имеет, как показано, оптимальную структуру (для обычного взрослого человека в обычных условиях) размещенную в четырехмерном пространстве ценностей. Для того, чтобы доказать это, мы строим факторные модели систем ориентации в ценностных жизненных пространствах возрастных выборок (каждого возраста от 10 до 17 лет и 18-25 лет), которые затем сравним со специальными выборками подростков и взрослых (благополучных, больных, наркоманов, алкоголиков, воспитанников колонии для несовершеннолетних).

Важные вопросы и проблемы связаны с тем, какова траектория движения человека в мотивационном жизненном пространстве [7,8]. Как ребенок входит в это пространство в процессе своего развития? Каков вектор движения, когда человек выходит из социальной и культурной общности, к которой принадлежит? Если человек "уходит" из социума, то в каком ценностном направлении он движется? Как много таких направлений? Как меняются ценности в процессе ухода "в себя" при развитии химической зависимости? Как они меняются в процессе асоциализации, когда подросток, уходя из ценностного мира своего детства, приходит не в большой Мир общества и культуры, а в закрытый и жестокий мир криминального "квазиобщества", где иные отношения и ценности, допускающие преступления и формирующие "теневую" систему управления в тюрьме и колонии?

Если речь идет о переходе из одного жизненного пространства в другое, то этот переход меняет сам смысл слова "личность". Как определить, из какого пространства данная "личность"? Правомерны ли такие часто употребляемые выражения, как "зависимая личность" (о наркомане, об алкоголике, о созависимом человеке), "криминальная личность" (о преступнике, об осужденном)? Эту работу можно рассматривать как один из шагов в указанном направлении.


2.1. Описание

С. Шварц и В. Билски утверждают на основании анализа определений психологических ценностей в обширном списке исследований, что несмотря на большое число определений понятия "ценность" почти все определения обладают пятью общими чертами. В исследованиях ценностей при теоретическом обосновании их эмпирического изучения они принимаются как: а) убеждение (в чем-то) или верование (во что-то); б) представление состояния или поведения как желаемого (цель); в) нечто, значимость чего выходит за обычные границы; г) средства отбора или оценки событий и поведения; д) средства для упорядочивания событий по относительной важности [1: с.551]. Разумеется, подобные определения лишь приблизительно объясняют содержание понятия "ценность". Авторы построили теорию "универсальных типов ценностей", в основу которой была положена гипотеза о наличии у людей любой культуры "универсальной структуры ценностей", состоящей из отделенных друг от друга "мотивационных областей". Ценности рассматриваются ими как когнитивные репрезентации трех универсальных групп потребностей: биологических (витальных) потребностей; взаимодействия, необходимого для межличностной координации и общественных запросов для удовлетворения группового благополучия и выживания. Исходя из этого, авторы сначала дали концептуальные и операциональные определения для восьми мотивационных областей этих потребностей: наслаждение; безопасность; социальная власть; достижения; самоопределение; социальные нормы; конформность; зрелость. Затем ценности были классифицированы по интересам, которым они служат (индивидуальные - коллективные ) и по классам целей, к которым они относятся (терминальные - инструментальные). Типы ценностей в теории расширяют понятие мотивационной области и понимаются как некоторые критерии группирования ценностей. Постулируется, что: структурная организация системы ценностей отражает уровни, на которых одновременное предпочтение различных мотивационных потоков вызывает противоречия.

Итак, наиболее существенной частью теории являются две гипотезы о структуре типов ценностей. Первая состоит в том, что структура инвариантна относительно различий культур, т.е. универсальна. Вторая утверждает, что на основе анализа структур в них можно обнаружить мотивационные конфликты. Обе гипотезы, если они доказаны, означают определенные продвижения. Первая развивает теоретическую основу психологических ценностей, для которой "универсальность" - несомненный признак фундамента теории, который выходит за рамки только психологической науки. Вторая гипотеза - о мотивационных противоречиях - относится скорее к психологической теории личности, где мотивационные конфликты возможно рассматривать либо как движущие силы развития, либо как проблемы, порождающие психопатологию.

Авторы начали проверять свою теорию в 1985-87 годах на выборках в Израиле (455 испытуемых) и в Германии (331 испытуемый) с помощью опросника С. Шварца, который был разработан на основе известной методики М. Рокича (Rokeach Value Survay - RVS). Из 36 ценностей списков М. Рокича в опросник С.Шварца вошли только 21. Однако список терминальных ценностей был расширен до 30-ти, а список инструментальных - до 26-ти. Ряд ценностей был добавлен авторами в список М.Рокича для того, чтобы изучать структуры ценностей в разных культурах и сравнивать их относительно культур, социальных структур и т.д. В соответствии с инструкцией испытуемые используют восьмибальную шкалу (от 7 для одной - двух исключительно важных ценностей до 0 для не важной и -1 для ценности, противоположной принципам, которым следует испытуемый), по которой они оценивают ценности как руководящие принципы в своей жизни.

На основе такого инструмента было бы возможно предсказывать различия в поведении для различных культур. По мнению С.Шварца, интерпретации исследований подтверждают, что концепция системы ценностей как набора приоритетов совместимых или несовместимых целей едина для различных культур. С другой стороны, методика может различать культурные ценности, различные в разных культурах.

Кратко опишем существо результатов работы [1], отражающей идею кросс-культурного исследования мотивационных структур. Метод анализа пространств наименьшей размерности (smallest space analysis) С.Шварц и В.Билски применили к строкам корреляционной матрицы, следуя Л. Гуттману [2]. При этом величина обратная коэффициенту корреляции интерпретируется как расстояние между ценностями. Анализируя построенное путем трансформации пространства переменных многомерное пространство, точки в котором изображают ценности, авторы разделяют его на области. Области, по мнению авторов, могут быть интерпретированы как структура представлений испытуемых о ценностях в соответствии с априорной спецификацией ценностей по целям, интересам и мотивам. Подтверждением интерпретации является совпадение результатов в разноязычных выборках. Более того, авторы утверждают, что мотивационные структуры (области) ценностей организованы динамически относительно друг друга так, как предсказывают предложенные ими модели противоречий в мотивациях. Мы утверждаем (это было проверено нами путем сравнения результатов анализа двумя методами), что факторный анализ в контексте нашей основной цели адекватно отражает структуру мотивационных пространств, построенных методом Гуттмана. Поэтому мы используем факторные структуры, более понятные для отечественных психологов, чем метод наименьших квадратов, лежащий в основе модели Гуттмана.

Приведем шкалы (мотивационные типы) С.Шварца. В скобках даны оригинальные (английские) наименования шкал. Значения шкал (переменных 1-12) вычисляются по ключу. 1) Наслаждение (hedonism); 2) Достижения (achievement); 3) Социальная власть (social power); 4) Самоопределение (seft direction); 5) Стимуляция (stimulation); 6) Конформизм (restrictive conformity); 7) Социальность (prosocial); 8) Безопасность (security); 9) Зрелость (maturity); 10) Поддержка традиций (tradition maintenance); 11) Социальная культура (сulture specific values); 12) Духовность (spiritual). Вводится классификация этих мотивационных сфер ценностей по трем категориям: индивидуальные (1-5 шкалы), коллективные (6-8 шкалы) и двойные - индивидуальные и коллективные (9-12 шкалы) интересы.

Предварительные опросы в шести странах с помощью методики М. Рокича показали, что семь из восьми мотивационных типов выявляются в данных опроса во всех этих странах. Однако теория предсказывала 12 типов. Когда к 1992 году были получены данные по опроснику С. Шварца из 20 стран, то они дали подтверждение наличия 10 из 12 мотивационных типов.


2.2. Формы опросника

При проведении опросов школьников младше 13 лет мы получали естественно возникающие у них многочисленные вопросы, количество которых не удалось уменьшить уточнением перевода. Именно это наблюдение вместе с намерением изучать ценности детей и их семей побудило нас обратиться к исследованию самого опросника (далее этот вариант методики назовем формой А ценностного опросника). Было важно, чтобы "барьер" малознакомого ребенку слова не блокировал процесс опроса, но позволял ему ассоциировать семантику абстрактных понятий. Понятия, участвующие в описаниях ценностей, культурно-зависимы и многозначны. Так, в текстах методик М.Рокича и С.Шварца даны для испытуемого толкования в скобках ряда понятий: зрелая любовь (глубокая эмоциональная и духовная связь), общественное признание (уважение, одобрение других), честолюбивый (трудолюбивый, целеустремленный), способный (компетентный, эффективный, квалифицированный) и т.д. Эти пояснения означают, что автор текста "размывает" семантику оцениваемых испытуемым единиц опроса. Несложно заметить и проверить экспериментально субъективность и противоречивость семантики текстов с ценностной лексикой. Поэтому исходный перевод опросника, который вызывал 3-7 вопросов у каждого испытуемого, был преобразован в опросник из 75 ценностей вместо 56. В новом варианте все слова толкований инструментальных ценностей, приведенных в скобках, стали отдельными пунктами - ценностями (этот вариант методики был назван формой Б опросника). Далее был проведен опрос на выборке в 400 человек по обеим методикам (формы А и Б). Сравнение результатов проводилось корреляционным методом (выяснялись семантические поля единиц опросника - фраз и отдельных слов в контексте семантического поля всего опросника) и показало, что форма Б более предпочтительна как по семантической доступности текста для детей (принималась без затруднений детьми 9-11 лет), так и по чувствительности к специфическим особенностям выборки. Например, для двух выборок подростков (проживающих в рабочем общежитии и в квартирах) форма А обнаруживала по критерию Стьюдента вдвое меньше различий, чем форма Б. Форма Б опросника апробирована в исследованиях автора, проведенных на выборках общим объемом более 2,5 тысяч человек. В частности, результаты данной работы получены с помощью этой формы. (Текст опросника и ряд документов, относящихся к этой методике, можно свободно получить на сайте www.diagnostika.com.ru).


2.3. Социализация и асоциализация

Мы построим в данной работе "полюса" ценностного жизненного пространства, которые определяются "уходом" в наркозависимость. Эти полюса будут использованы далее для ориентации направлений: социализация - асоциализация и независимость - зависимость.

Синдром зависимости определяется в МКБ-10 как "сочетание поведенческих и когнитивных явлений, при которых употребление вещества или класса веществ начинает занимать первое место в системе ценностей индивидуума". Основной характеристикой синдрома зависимости является потребность (часто сильная, иногда непреодолимая) принять наркотик, алкоголь или табак". Отметим, что вместо термина "болезнь" в МКБ-10 употребляется термин расстройство. Таким образом, следуя тексту МКБ-10, правомерно говорить о синдроме зависимости как о ценностно-смысловом расстройстве. В контексте данной работы зависимость есть область "антиценностности" или "антидуховности" и важно ее операционально определить.

Различия ценностей наркоманов и здоровых молодых людей были определены нами на выборках объемом 40 человек каждая, поровну содержащих мужчин и женщин, со средним возрастом 21,3 лет у наркозависимых и 19,6 лет у здоровых. Критерий Стьюдента определил на уровне значимости р=0,05 два набора ценностей, по которым выборки различались.

Первый набор состоит из ценностей, которые отвергались группой наркозависимых: равенство, социальная справедливость, честный, работающий на благо других (все из мотивационного типа социальность), единение с природой, защищающий природу, принимающий свою участь, подчиняющийся обстоятельствам (тип Социальная культура), верующий (тип Традиции), покорный (тип Конформизм), творчество (тип Самоопределение), мир красоты (тип Зрелость), трудолюбивый (тип Достижения). Общая семантика этих ценностей для наркозависимых обозначает неприемлемые трансформации личности или отрицание возможностей перехода субъекта из своей субъективной реальности в другую, будь то социальные правовые отношения, природа, вера, творчество, красота или труд. Субъект, может быть, отрицает не возможности перехода в другие реальности, а само существование этих реальностей, например, - реальность трезвости или ответственности. Второй набор состоял из ценностей, которые имели для наркозависимых более высокую значимость, чем для здоровых. Их оказалось всего три: интересная жизнь (тип Стимуляция), свобода и независимый (тип Самоопределение). Это направление демонстрирует ту реальность, ту часть внутреннего Мира, которая сводится к стимуляции, причем вследствие отвержения указанных выше ценностных пространств стимуляция не может происходить ни в природном, ни в социальном, ни в культурном, ни в религиозном Мирах. Остаются лишь попытки исследовать что-то в замкнутом и почти пустом внутреннем Мире, т.е. попытка уйти туда.

Для выделенных наборов ценностей мы построили новые мотивационные типы (шкалы), которые назвали соответственно социализацией и аддиктивной независимостью. Эти переменные, также как двенадцать исходных мотивационных типов Шварца-Билски, изменяются от (- 1) до 7. Для большинства наркозависимых значения социализации ниже, чем 3,3, а значения аддиктивной независимости выше 5,5. Далее в таблице 1 приводятся средние значения для 14 шкал (12 исходных и два новых) на большой выборке детей и взрослых возрастов от 10 до 70 лет со средним возрастом 15 лет. (В далее следующих таблицах распределение по возрастам указано более точно).


Таблица 1

Сделаем некоторые выводы. Во-первых, заметим, что распределение переменной "социализация" асимметрично сдвинуто в сторону низкой социализации. Это объясняется тем, что приблизительно половина выборки - подростки возраста до 15 лет. Отметим также, что во всех трех выборках социализация занимает последнее по рангу место. Это означает, что ценности, отраженные в построенном нами мотивационном типе являются проблемными во всех трех выборках и низкая социализация сама по себе не является источником или причиной аддиктивного поведения. Во-вторых, при высокой социализации аддиктивная независимость оказывается самой низкой по рангу относительно других выборок, а безопасность - самой высокой (безопасность имеет ранг 1 здесь и в полной выборке). В-третьих, при низкой социализации средние значения (уровень значимости ценностей) по выборке для всех переменных ниже средних по полной выборке, но на первых местах переменные: стимуляция, наслаждение, зрелость, которые опережают безопасность (ее ранг 4). Ранг переменной аддиктивная независимость в этой выборке равен 5 и является самый высокий относительно других выборок.

Итак, низкая социализация подростка сопряжена с доминированием триады мотивационных типов стимуляция, наслаждение, зрелость. Предположим, что ценности, входящие в мотивационный тип зрелость (полный список: мудрость, зрелая любовь, самоуважение, смысл жизни, внутренняя гармония, быть широко мыслящим, т.е. терпимым к идеям и убеждениям других) оказываются ниже по значимости, чем ценности свободы, независимости и интересной жизни, входящие в тип аддиктивная независимость. Тогда значимость безопасности окажется недостаточной для того, чтобы удержаться от стремления к интересной жизни. Потому, что стимуляция высшая ценность, которая собственно потому и только потому называется стимуляцией, что вызывает сильную эмоцию интереса. А наслаждение (вторая по значимости ценность), обеспечит вознаграждение за достигнутый интерес. Что касается безопасности способов, которыми интерес и наслаждение достигаются, то она не очень существенна. Аддиктивное поведение по определению Ц.П. Короленко есть стремление к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния [5]. Окончательно мы можем утверждать следующее. При низкой социализации и низкой зрелости стремление к независимости может быть реализовано как аддиктивное поведение. Этим, в частности оправдывается название построенного типа аддиктивная независимость.


2.4. Возрастная динамика иерархии ценностей

В таблицах 2 и 3 даны средние значения шкал С.Шварца (1-12) и двух шкал, построенных автором. Выделены жирным шрифтом значения, имеющие значимые по критерию Стьюдента на уровне р=0,05 различия со значениями предыдущей возрастной группы. По выделенным значениям средних видно, что самое высокое значение наслаждения имеет место в возрасте 14 лет, а самое низкое - в 15 лет. Выбор осуществляемый подростком чаще следует ценностям более высокого ранга в его индивидуальной ранжировке. Поэтому, существенно то изменение ценности, при котором изменяется ее ранг. При переходе от выборки 13 лет к выборке 14 лет шестой ранг наслаждения меняется на второй и список ценностей становится в порядке рангов таким: безопасность, наслаждение, стимуляция,самоопределение, зрелость. При этом разница между средними значениями шкал в порядке их следования составляет 0,1 балла. Такая величина мала настолько, что порядок следования первых пяти ценностей можно считать произвольным. Для тех подростков, которые имеют чуть более высокие значения аддиктивной независимости, чем среднее, риск аддиктивного поведения значителен. В 15 лет картина меняется, поскольку порядок первых пяти ценностей теперь таков: стимуляция, зрелость, достижения, социальная власть, наслаждение. Резкие изменения: падают значения наслаждения, самоопределения, конформизма (уменьшается вдвое сменяется нонконформизмом), социальности, безопасности, социальной культуры, социализации и др. Таким образом, "пик" пубертатного кризиса у мальчиков наступает в интервале 14-15 лет, в 16 лет ситуация стабилизируется (ранги ценностей сохраняются в выборке 17-летних).

Для девочек в таблице 3 можно обнаружить принципиально другую динамику в интервале от 13 до 15 лет. Действительно, возраст резких изменений для девочек - 13 лет, а не 15. Ценности в порядке рангов: безопасность, стимуляция, зрелость, самоопределение, социальность. Риска аддикции нет. Но далее, в 15 лет: зрелость, стимуляция, безопасность, аддиктивная независимость. При этом социализация и конформизм резко падают - почти так же, как у мальчиков. Таким образом, процесс ценностно-мотивационного развития у девочек не только начинается раньше (это верно только по отношению к пубертатному "всплеску"), но происходит принципиально иначе, в другой последовательности изменений для многих переменных. Все эти и многие другие результаты, извлекаемые из статистики, только констатируют те или иные изменения значимости ценностей. Для понимания динамики процессов развития мотивационно-потребностной сферы эти результаты недостаточны, потому что нам пока остаются неизвестны движущие силы, которые изменяют структуру ценностей в процессе развития.


Таблицы 2 и 3


2.5. Динамика ценностного развития

Гипотеза С.Шварца и В.Билски о мотивационных противоречиях состоит в том, что мотивационные типы в определенном смысле связаны биполярными отношениями. Противоречия в конструктах возникают при выборе субъектом противоречивых (лежащих на разных полюсах в определенном конструкте) мотивационных, целевых и т.п. единиц. Например, стремление к самоопределению противоречит конформизму и если значения шкал (переменных 4 и 6) одновременно высоки или, наоборот, низки, то можно утверждать, что структура ценностей субъекта несет динамические мотивационные противоречия (термин С.Шварца). Список гипотез о конкретных конструктах дается следующими перечнями. Во-первых, имеется 12 пар оппозиционных шкал: 4-6, 9-6, 5-6, 2-7, 1-7, 2-8, 5-8, 1-12, 2-12, 3-12, 4-10, 5-10. Во-вторых, мотивационные сферы (по которым определяются переменные - шкалы) должны допускать совместимость интересов, т.е. если субъект одинаково (высоко или низко) оценивает две жизненные сферы, то может возникнуть противоречие по несовместимости интересов в случае конфликта индивидуального с коллективным.

Рассмотрим таблицы 4 и 5 (приложение к системе ДИАГНОСТИКА). Они содержат результаты факторного анализа данных опроса по методике С.Шварца (форма Б) для одиннадцати выборок в каждой таблице. Характеристики выборок (возраст, количество испытуемых и дополнительные атрибуты) указаны в двух первых строках. Обе таблицы разделены на одиннадцать разделов, содержащих столбцы факторных нагрузок. Во всех случаях факторный анализ проведен с помощью системы STATISTIKA 5.0 методом главных компонент с вращением варимакс, при заданном минимальном собственном числе, равном единице. Количество факторов, таким образом, определялось автоматически. В таблицах даны два первых десятичных знака после запятой только для нагрузок не меньших 0,40. Ноль и десятичная запятая всюду опущены. Последние две строки таблиц содержат данные о количестве мотивационных противоречий по Шварцу-Билски. Противоречия учитывались в тех столбцах факторных нагрузок, где встречались высокие нагрузки у оппозиционных пар переменных, указанных выше. Мы рассматриваем набор выделенных на выборке факторов как систему координат в ценностном пространстве. Эта система ориентирует ценностное пространство по указанным выше принципам и некоторым образом влияет на индивидуальные ценностные пространства. Влияние прослеживается на возрастных изменениях в таблицах 4 и 5.

Кратко поясним принципы анализа ценностных структур на примерах. В таблице 4 для выборки 10-летних школьников (61 чел.) в первом столбце имеется 7 оппозиционных пар: 2-7, 2-8, 2-12, 4-6, 4-8, 4-10, 6-9. А во втором столбце таких пар две: 2-8, 4-8. Содержательно, мальчики этого возраста имеют проблемы регуляции выборов в жизнедеятельности, когда: а) их стремление к достижениям приводит к подавлению социальности (не учитывают интересы других), к нарушению их собственной безопасности или к безответственности, к нарушению духовности (внутренней гармонии, единения с природой и т.д.); б) самоопределение (свобода, выбор собственных целей и т.д.) противоречит конформизму (вежливость, подчинение другим и т.д.) и традициям (например, уважению мнения взрослых); в) конформизм противоречит зрелости (например, нарушает самоуважение). Итак, ценностное пространство для 10-летних мальчиков двумерно. Факторы можно интерпретировать по переменным с максимальными нагрузками: первый - социализация, второй - аддиктивная независимость. Пространство имеет индекс противоречий, равный 9 и поляризует ценностное пространство всего двумя конструктами.

Эти же конструкты, которые можно обозначить как социальность - асоциальность и зависимость - независимость появляются и играют важную роль в ценностных структурах для всех выборок. Процесс применения ребенком этих двух конструктов в качестве ценностных "линеек" легко обнаруживается при консультировании детей и подростков. Он порождает мотивационные противоречия, появление которых переживается с болью или огорчением как существенная неудача и запечатлевается как аффективный комплекс [6,7,8,9]. Общие закономерности ценностных трансформаций в развитии обнаруживаются в динамике количества противоречий (последняя строка в таблицах 4 и 5). Выборки взрослых мужчин и женщин не подбирались по каким-либо специальным критериям, но большая часть каждой из этих выборок состояла из людей здоровых, не злоупотреблящих алкоголем, работающих в учреждениях образования, здравоохранения и других государственных структурах. Противоречия в ценностных структурах для них отсутствуют. Структурный состав мотивационных противоречий для других выборок легко выделяется так, как это было показано выше. При этом можно видеть динамику аддиктивных изменений, если проследить за присутствием в одном факторе триады: наслаждение, стимуляция, независимость. Впервые она появляется в выборке десятилетних во втором факторе. Здесь риск аддикции невелик, т.к. с фактором коррелируют еще безопасность и зрелость. Следующая выборка с аддиктивной триадой в том же окружении - дети двенадцати лет. Затем в 14 лет мы получаем "чистый" аддиктивный третий фактор: наслаждение, стимуляция, независимость. В 15 лет его нет (заметим: его нет для большинства, но для части с низкой социализацией он присутствует - см. таблицу 1). В 16 лет он появляется, но включает безопасность, зрелость, достижения и самоопределение. У наркозависимых этот фактор распадается на два (второй и третий), причем последний из них - стимуляция и безопасность, соответствует стадии расстройства, на которой безопасность употребления есть условие выживания наркозависимого, а наслаждения при этом связано больше с аддиктивной независимостью, чем со стимуляцией.

Аналогичный анализ для женских выборок дает несколько иную картину развития, обеспечивающую больше безопасности. По-видимому, она объясняет пропорцию полов в химической зависимости.


Таблицы 4 и 5

3. Литература

  1. Schwartz S., Bilsky W. Toward A Universal Psychological Structure of Human Values // J. of Personality and Social Psychology. (Vol.53). 3, (1987) pp. 550-562.
  2. Guttman L. A general nonmetric technique for finding the smallest coordinate space for a configuration of points // Psychometrica, 33, (1968) 469-506.
  3. Rutter M., Giller H., Hagell A. Antisocial Behavior by Young People. - Cambridge University Press, 1998. - 477 pp.
  4. Левин К. Динамическая психология: Избранные труды. - М.: Смысл, 2001. - 572 с.
  5. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Социодинамическая психиатрия.- М.: "Академический проект", Екатеринбург: "Деловая книга", 2000. - 460с.
  6. Лурия А.Р. Природа человеческих конфликтов: объективное изучение дезорганизации поведения человека. - М.: "Когито-Центр", 2002. - 527 с.
  7. Лихтарников А.Л. Диагностика и психотерапия детей групп риска. В кн. Дети группы риска. - СПб., Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1998. С.71-96.
  8. Лихтарников А.Л. Школьник: проблемы и ценности. В кн.: Наш проблемный подросток. Учебное пособие. - СПб., "Союз", 1999. С. 78-104.
  9. Лихтарников А.Л., Чеснокова Е.Н. Социально-психологическая реабилитация осужденных подростков. СПб.: Мемориал, PRI, 2001. с. 176.

4. Ценностный опросник

Инструкция: С помощью этого опросника мы хотим изучить ценности нашей культуры и сравнить их с ценностями других культур.

Спроси себя: "Какие ценности важны для меня как руководящие принципы в Моей жизни? Какие ценности менее важны для меня?"

Твоя задача: оценить, насколько важна для тебя каждая ценность в качестве руководящего принципа в твоей жизни.


Шкала для оценки:

7 - исключительно важная в качестве руководящего принципа Вашей жизни ценность; обычно таких ценностей бывает одна-две;
6 - очень важная;
5 - достаточно важная;
4 - важная;
3 - не очень важная;
2 - мало важная;
1 - не важная;
0 - совершенно безразличная;
-1 - это противоположно принципам, которым Вы следуете

До того, как ты начнешь, прочитай список из 30 ценностей и выбери одну, которая наиболее важна для тебя, и оцени ее важность "7". Далее, выбери ценность наименее важную для тебя и оцени ее -1, 0 или 1, согласно ее важности. Затем оцените оставшиеся ценности.


Руководящим принципом в моей жизни эта ценность является в следующей степени:


таблица 1

Теперь оцени, насколько каждая из следующих ценностей важна для тебя в твоей жизни. Эти ценности выражаются как более или менее важные для тебя качества.

До того, как ты начнешь, прочитай список ценностей с 31 по 75 и выбери одну из наиболее важных для тебя ценностей и оцени ее важность. Далее, выбери ценность наиболее противоречащую твоим принципам (или, если такой нет, выбери ценность наименьшей для тебя важности) и оцени ее -1, 0 или 1. Затем оцени оставшиеся ценности.


Важной в моей жизни эта ценность является в следующей степени:


таблица 2

5. Структура шкал

Приведем шкалы (мотивационные домены) С.Шварца. В скобках даны оригинальное наименование (англ.) и номера ценностей по опроснику. Значения переменных 1-12 вычисляются как средние значения (ключи основных и дополнительных шкал поставляются с системой ДИАГНОСТИКА).

  1. Наслаждение (hedonism);
  2. Достижения (achievement);
  3. Социальная власть (social power);
  4. Самоопределение (seft direction);
  5. Стимуляция (stimulation);
  6. Конформизм (restrictive conformity);
  7. Социальность (prosocial);
  8. Безопасность (security);
  9. Зрелость (maturity);
  10. Поддержка традиций (tradition maintenance);
  11. Социальная культура (сulture specific values);
  12. Духовность (spiritual).

Гипотеза авторов состоит в том, что эти шкалы в определенном смысле связаны биполярными отношениями и противоречия в конструктах возникают при выборе субъектом противоречивых (лежащих на разных полюсах в определенном конструкте) мотивационных, целевых и т.п. единиц. Например, стремление к самоопределению противоречит конформизму и если значения переменных 4 и 6 одновременно высоки или, наоборот, низки, то можно утверждать, что структура ценностей субъекта несет мотивационные динамические противоречия (термины - С.Шварца). Список гипотез о конкретных конструктах дается следующим перечнями:


а) 12-ти пар оппонентных шкал: 4-6, 9-6, 5-6, 2-7, 1-7, 2-8, 5-8, 1-12, 2-12, 3-12, 4-10, 5-10;
б) 3-х групп совместимых интересов: индивидуальные (I), коллективные (C), двойные (I, C).

Геометрическое представление 12 шкал как областей в пространстве данных приведено на рисунке в работе [2] (вместе со шкалой социальной культуры в этом тексте С.Шварц дает тринадцатую шкалу - эстетики (aestetic) без объяснений расхождения с формой А опросника (приложение 2 к указанной публикации).

Предварительные опросы в шести странах с помощью методики М. Рокича показали, что семь из восьми мотивационных доменов имеют место во всех этих странах. Однако теория предсказывала 12 доменов. Данные по опроснику С. Шварца из 20 стран дали подтверждение наличия 10 из 12 мотивационных типов. Выделение доменов производилось методом поиска в пространстве "ценностных индивидов" (размерности 56) базиса наименьшей размерности (smallest space analysis).

Приведем список доменов вместе с ценностями, которые в них входят. (Номер ценности дан по ее нумерации в опроснике. Буквы I и С означают соответственно индивидуальные и коллективные ценности.)

Наслаждение ( I )

4. УДОВОЛЬСТВИЕ (удовлетворение желаний)
50.НАСЛАЖДАЮЩИЙСЯ ЖИЗНЬЮ (едой, сексом, досугом и т.д.)

Достижения ( I )

23.СОЦИАЛЬНОЕ ПРИЗНАНИЕ (уважение, одобрение других).
12.БОГАТСТВО (обладание материальными благами, деньгами).
55.УСПЕШНЫЙ (достигающий целей).
34.ЧЕСТОЛЮБИВЫЙ (трудолюбивый, целеустремленный).
43.СПОСОБНЫЙ (компетентный, эффективный, квалифицированный).

Социальная власть ( I )

27.АВТОРИТЕТ (право руководить и распоряжаться).
3.СОЦИАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ (управление другими, влияние).
39.ВЛИЯТЕЛЬНЫЙ (имеющий влияние на людей и события).
46.ЗАБОТЯЩИЙСЯ О СВОЕЙ РЕПУТАЦИИ (защищающий свое "лицо").

Самоопределение ( I )

5.СВОБОДА (свобода действий и мысли).
16.ТВОРЧЕСТВО (уникальность, воображение).
41.ВЫБИРАЮЩИЙ СОБСТВЕННЫЕ ЦЕЛИ (ставящий себе самостоятельно задачи).
31.НЕЗАВИСИМЫЙ (уверенный в себе, самостоятельный).
48.УМНЫЙ (логичный, думающий).
53.ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫЙ (интересующийся всем, исследующий).

Стимуляция ( I )

25.РАЗНООБРАЗНАЯ ЖИЗНЬ (наполненная вызовами, новизной и изменениями).
9.ИНТЕРЕСНАЯ ЖИЗНЬ (острые ощущения, переживания).
37.СМЕЛЫЙ (ищущий приключений, риска).

Ограничительный конформизм ( C )

11.ВЕЖЛИВОСТЬ (учтивость, хорошие манеры).
20.САМОДИСЦИПЛИНА (самоограничение, сопротивление соблазнам).
56.ЧИСТЫЙ (опрятный, аккуратный).
47.ПОКОРНЫЙ (исполнительный, обязательный).

Поддержка традиций ( C )

18.УВАЖЕНИЕ ТРАДИЦИЙ (сохранение почитаемых в прошлом обычаев).
8.ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК (стабильность общества).
40.ПОЧИТАЮЩИЙ РОДИТЕЛЕЙ И СТАРШИХ (выказывающий уважение).
51.ВЕРУЮЩИЙ (придерживающийся религиозных верований и убеждений).

Социальность ( С )

1.РАВЕНСТВО (равные возможности для всех).
30.СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ (исправление несправедливости, забота о слабых).
17.МИР ВО ВСЕМ МИРЕ (свободный от войн и конфликтов).
6.ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ (более духовными интересами, чем материальными).
45.ЧЕСТНЫЙ (подлинный, искренний).
49.ПОЛЕЗНЫЙ (работающий на благо других).
54.НЕЗЛОПАМЯТНЫЙ (охотно прощающий других).
33.ВЕРНЫЙ (преданный моим друзьям, группе).

Безопасность ( I, C )

13.НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ (защита моей нации от врагов).
22.БЕЗОПАСНОСТЬ СЕМЬИ И БЛИЗКИХ ЛЮДЕЙ (защищенность семьи).
7.ЧУВСТВО ПРИНАДЛЕЖНОСТИ (чувство, что другие заботятся обо мне).
28.НАСТОЯЩАЯ ДРУЖБА (близкие, оказывающие поддержку друзья).
52.ОТВЕТСТВЕННЫЙ (надежный, заслуживающий доверия).
42.ЗДОРОВЫЙ (физически и психически).

Зрелость ( I, C )

26.МУДРОСТЬ (зрелое понимание жизни).
19.ЗРЕЛАЯ ЛЮБОВЬ (глубокая эмоциональная и духовная связь).
14.САМОУВАЖЕНИЕ (чувство собственного достоинства).
10.СМЫСЛ ЖИЗНИ (понимание своего предназначения в жизни).
29.МИР КРАСОТЫ (красота природы и искусства).
2.ВНУТРЕННЯЯ ГАРМОНИЯ (мир с самим собой).
35.ШИРОКО МЫСЛЯЩИЙ (терпимый к различным идеям и убеждениям).

Социальная культура ( I,C )

15.ВЗАИМНОСТЬ В ОТНОШЕНИЯХ (избегание задолженностей).
24.ЕДИНЕНИЕ С ПРИРОДОЙ (сжиться с природой).
21.РАВНОДУШИЕ К МИРСКИМ ЗАБОТАМ.
44.ПРИНИМАЮЩИЙ СВОЮ УЧАСТЬ В ЖИЗНИ.
32.УМЕРЕННЫЙ (избегающий крайних чувств и поступков).
36.КРОТКИЙ (скромный, непритязательный).
38.ЗАЩИЩАЮЩИЙ ПРИРОДУ (сохраняющий окружающую среду).

Духовность ( I, C )

2.ВНУТРЕННЯЯ ГАРМОНИЯ (мир с самим собой).
5.ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ (более духовными интересами, чем материальными).
10.СМЫСЛ ЖИЗНИ (понимание своего предназначения в жизни).
21.РАВНОДУШИЕ К МИРСКИМ ЗАБОТАМ.
24.ЕДИНЕНИЕ С ПРИРОДОЙ (сжиться с природой).


©2004 А.Л. Лихтарников. Веб-версия статьи впервые была размещена на сайте www.diagnostika-com.ru.

Мы не продаем методики, но поставляем с программой то, что хорошо известно и опубликовано.
Программа позволяет ввести или импортировать в систему методики с произвольной структурой и алгоритмами обработки.


Разделы нашего сайта

Раздел "О программе" содержит подробное описание программы, ее основные функции и возможности. Здесь вы также найдете скриншоты, которые демонстрируют интерфейс программы, и деморолики, которые помогут вам освоить работу с программой. Это позволяет пользователям получить представление о программе и понять, как она может быть полезной для их задач.

В разделе "Скачать" вы можете найти инсталлятор демоверсии программы, который позволяет вам ознакомиться с ее функциональностью и возможностями перед покупкой. Кроме того, здесь вы можете найти обновления программы, которые обеспечивают ее актуальность и исправление возможных ошибок или недочетов.

Раздел "Как купить" содержит подробную инструкцию о том, как совершить покупку программы и зарегистрировать ее. Здесь вы найдете пошаговое руководство, которое поможет вам понять процесс покупки и получения полноценной версии программы. Это обеспечивает прозрачность и удобство для пользователей, которые хотят стать владельцами программы.