Методики доступные для использования после установки программы:
- Цветоассоциативная методика (ЦАМ)
- Методика «Прогноз»
- Карта учителя (АУ)
- Анкета воспитателя (АВ)
- Анкета родителя (КР)
- Опрос жалоб ребенка (ОЖР)
- Ценностный опрос (ЦО)
- Опрос структуры темперамента (ОСТ)
- Методика Спилбергера-Ханина (СТ)
- Анализ семейных взаимоотношений (АСВ)
Цветоассоциативная методика (ЦАМ)
1. Введение
На протяжении более полувека в мировой психодиагностической практике неизменным успехом пользуется восьмицветный тест, созданный швейцарским психологом М. Люшером. Испытуемому предъявляется восемь прямоугольных цветных карточек и предлагается выразить свое к ним отношение на данный момент времени, упорядочив, выстроив в ряд так, чтобы слева оказался самый приятный для глаза цвет, справа - самый неприятный. На основе такого расклада специалист произносит диагностические суждения, которые довольно часто производят на испытуемого ошеломляющее впечатление. Таков первый источник той работы, о которой пойдет речь на страницах этой брошюры.
Если спросить собеседника, какого цвета мальчик, юноша, жених, он мгновенно, автоматически ответит: синего. Девочка, девушка, невеста - красного, а если выбирать из оттенков, то скорее малинового, чем оранжевого. Звук "А" почти наверняка свяжется у него с оранжевым либо белым. Мир человеческих чувств расцвечен: ненависть у нас черная, любовь малиновая, нежность голубая, тоска, как известно, зеленая. И вообще, если человеку предложить своеобразную игру: в ответ на любое слово, высказывание, изображение реагировать цветом, то такое предложение, как правило, не вызовет ни изумления, ни особого сопротивления. Весь мир в итоге оказывается в буквальном смысле этого слова расцвечен. Самое замечательное здесь то, что цветовые названия срываются с языка, не вызывая при этом никаких цветовых ощущений. Таков второй источник излагаемой далее работы.
Для того, чтобы упорядочить стихию цветовых ассоциаций, надо ограничить число допустимых в эксперименте цветовых категорий. Поскольку восьмицветный психодиагностический тест М. Люшера основан на стандартном наборе цветов стандартного колера, постольку естественно именно эти цвета принять в качестве базиса во всех исследованиях. Учитывая, что в распоряжении читателя этого цветового набора может не быть, дадим словесное описание его элементов.
1. Синий. | Цвет ясного вечернего неба за мгновение до появления в нем первой звезды. |
2. Зеленый. | Цвет бутылочного стекла. Цвет листвы в середине лета, перенасыщенной хлорофиллом. |
3. Оранжевый. | Кожура мандарина либо марокканского апельсина. |
4. Желтый. | Цвет корочки хорошо пропеченного, но не поджаристого батона. |
5. Малиновый. | Цвет очень зрелой малины либо начинающей созревать вишни. |
6. Коричневый. | Цвет декоративной керамики либо поджаристой верхней корочки батона. |
7. Черный. | Внешняя сторона сковородки либо поверхность качественного каменного угля. |
0. Серый. | Внутренняя сторона сковородки. Высокое осеннее небо, затянутое туманом в ранние вечерние сумерки. |
Именно такие объяснения полезно давать испытуемым в отсутствии нужного цветового набора.
Обратимся теперь к процедуре обследования группы лиц, помещенной в аудиторию. Прежде всего, раздаем либо самостоятельно изготовляем бланки. Бланки могут быть двух видов. Бланк первого вида делаем так. Делим лист на восемь равных граф: сложили пополам, еще раз пополам, в третий раз пополам, хорошенько ногтем отметили сгиб и развернули. Получилось восемь строк. В первой строке слева пишем, синий, во второй - зеленый и так далее. В итоге порожден бланк вида:
2. Люшер-портрет объекта
Пропустив через цветовые ассоциации набор объектов на членах группы и подсчитав частоты связей данного объекта с каждым из цветов, мы получили эмоциональный образ объекта в коллективном сознании группы. Однако этот образ предстает в закодированном числовом виде. Без специальных средств расшифровки в понятном, общедоступном языке прочесть его невозможно. Существуют два пути такой расшифровки. Первый основан на освоении опыта психодиагностики, накопленного в рамках теста М. Люшера. Второй предполагает наличие эмоциональных образов ряда объектов, составляющих базис, язык, в котором смысл числового кода становится понятным. Сопоставляя эти образы с образом, полученным в эксперимента, есть надежда выявить меру сходства нового образа с каждым из членов базисного, стандартного набора. Проследим каждый из этих путей.
Тест М. Люшера основан на двух положениях. Во-первых, каждый цвет тестового набора является символом и имеет достаточно определенное значение. Цвет семантически определен. Во-вторых, каждая позиция в ряду предпочтения является сигналом и имеет достаточно определенный смысл. Позиция цвета прагматически определена; именно взаимодействие семантики цвета и прагматики позиции лежит в основе психодиагностического суждения.
Семантика цветов в концентрированном виде выглядит так.
1. Синий. | Покой, душевная гармония, семейный комфорт. |
2. Зеленый. | Гибкость ума и воли, быстрота и точность принимаемых решений. |
3. Оранжевый. | Энергетическая обеспеченность психических процессов, сила воли. |
4. Желтый. | Временная перспектива жизни, чувство насыщенного течения времени. |
5. Малиновый. | Мир людей, отношения с людьми, контакт с ними. |
6. Коричневый. | Мир первичных, физиологических потребностей организма. |
7. Черный. | Прорыв за пределы наличного бытия либо агрессивно разрушительными действиями, либо осмыслением происходящего. |
0. Серый. | Отгорожение от мира, глубокая сосредоточенность. |
Такова исходная совокупность значений цветов. Они связаны с другими, синонимичными, близкими по смыслу. Выход на эти синонимы порождается практикой применения теста, особенно в ходе обсуждения диагностических выводов с контактными пациентами.
Для выявления смысловых характеристик позиции практика тестирования выработала двухэтапную процедуру. На первом этапе производится кодирование позиций. На втором - результат кодирования переводится в стандартные суждения. Эти суждения образуют внутреннюю логическую схему, опираясь на которую диагностическая информация выдается в свободной речевой форме.
Результат ранжирования цветов, и Люшер-портрет объекта в частности, может быть записан так:
Здесь С1 - цвет, наиболее предпочтительный для испытуемого, либо наиболее часто соотносимый с объектом, С8 - цвет, наименее предпочтительный для испытуемого, либо наиболее редко соотносимый с объектом.
Далее следует алгоритм:
1. Безусловно | C1, | C2, | C3, | C4, | C5, | C6, | C7, | C8 |
+ | + | - | - |
C1, | C2, | C3, | C4, | C5, | C6, | C7, | C8 |
+ | + | - | - | ||||
C1, | C2, | C3, | C4, | C5, | C6, | C7, | C8 |
+ | + | + | - | - | |||
C1, | C2, | C3, | C4, | C5, | C6, | C7, | C8 |
+ | + | - | - | - | |||
C1, | C2, | C3, | C4, | C5, | C6, | C7, | C8 |
+ | + | + | - | - | - |
Цвета, попавшие в позиции, отмеченные знаком "минус", символизируют источник беспокойства, тревоги, дискомфорта. Эти чувства порождаются выраженным дефицитом тех положительных сторон жизни, которые символизируются соответствующими цветами. Цвета, попавшие в позиции, отмеченные знаком "плюс", образуют целевую группу. В отличие от минусовых, здесь каждая позиция прагматически насыщена смыслом:
Полученная расфасовка цветов может быть переведена в логически стандартные формулы:
- поскольку (перечисление причин беспокойства), постольку (перечисление способов и целей активности);
- беспокойство, связанное с (перечисление причин беспокойства), порождает стремление посредством С1 достичь С2 ради С3.
Если при заполнении формул непосредственно использовать семантику цветов, данную выше, получается высказывание, требующее комментариев и разъяснений. Поэтому практика тестирования вырабатывает специализированные сжатые суждения с готовыми формулировками. Ниже приведены формулы "Поскольку X, постольку У".
3. Корреляционная мера сходства
Истолкование эмоционального образа объекта на основе Люшер-портрета и Обобщенного Показателя Комфортности всецело основано на семантике цвета и прагматике его местоположения в ранжировочном ряду. Оно является логическим продолжением идей, заложенных в психодиагностическом восьмицветном тесте, и ограничивается тезаурусом тревожно-компенсаторной симптоматики. Дополнительным к нему является истолкование образа путем расширения смысла самой цветоассоциативной процедуры.
В наиболее общем виде можно сказать, что в ходе обследования испытуемые осуществляют распределение множества предъявляемых объектов по восьми категориям на основе интуитивной оценки сходства объекта и символа, отвечающего той или иной категории. В данном случае роль символа возложена на цвет. Но такую же роль могут исполнять и другие символы. Можно указать по меньшей мере два класса таких символов. Простые геометрические фигуры - круг, ромб, квадрат, треугольник, крест, спираль и построенные на их основе сложные символы о древнейших времен несут мощную семантическую нагрузку в оформлении мифологических представлений. Числа, и в особенности - цифры также насыщены эмоциональным содержанием. Поэтому цвет, число, фигура в равной мере способны выполнять символизирующую функцию в исследовании эмоциональной картины мира.
Поскольку не видно принципиальных ограничений на множество объектов, доступных цветоассоциативной (равно как и иной интуитивной) категоризации, постольку любой объект может быть спроецирован на восемь чисел, образующих его эмоциональный образ. Понятно при этом, что объекты будут обладать большим или меньшим сходством. Если это сходство окажется достаточно велико, то имеет смысл говорить об их эмоциональном подобии. Вопрос состоит лишь в том, как вычислять количественную меру сходства в этом восьмимерном пространстве.
Поскольку, далее, подавляющее большинство объектов предъявляется в словесной форме, постольку искомая мера должна естественно вписываться в лингвистические представления. Одним из ведущих отношений сходства - противоположности в сфере языка является отношение синонимии - антонимии. Синонимы обладают абсолютно совпадающими значениями. Антонимы, напротив, имеют полярные значения. Поэтому мера сходства должна обладать очевидными свойствами. На паре синонимов она должна принимать максимальное положительное, на паре антонимов - максимальное отрицательное значение.
Психология заимствует из математической статистики подобного рода меру, известную как парная линейная корреляция.
Обратим внимание на одно существенное обстоятельство. Мы имеем дело с двумя распределениями вероятностей. Но при этом отказываемая от принятого в математической статистике Т - критерия. Мы используем формулу парной линейной корреляции. Она обычно используется для измерения сходства двух инструментально измеряемых величин, но ни в коем случае не распределений вероятностей. Допущенное нами нарушение математической дисциплины продиктовано лингвистическими соображениями. В дальнейшем оно санкционируется осмысленностью эмпирических выводов.
4. Антропоморфный образ объекта
Используя корреляционную меру сходства, можно построить систему расшифровки эмоционального образа объекта в любом наборе свойств, интересующем исследователя. Для этого требуется предварительно пропустить свойства через цветоассоциативную процедуру и построить эмоциональные образы этих свойств. Если эта работа проделана, то эмоциональный образ изучаемого объекта сравнивается с образом каждого свойства по формуле парной линейной корреляции, и получаемый набор корреляций характеризует выраженность соответствующих свойств у данного объекта. Такая работа была проделана, и ее результат представлен в приводимых ниже таблицах.
Список личностных свойств, фигурирующих в первой таблице, заимствован из работы Р. Кеттелла. Он обнаружил, что для количественного описания свойств человека как представителя современного общества достаточно 16 независимых синдромов, которые выявляются как в ответах на личностные опросники, так и при внешней оценке человека знающими его людьми. Полярности свойств распределяются по синдромам (факторам). Список, использованный в представленной таблице, составлялся так, чтобы каждый личностный фактор был представлен одной-двумя парами полярных качеств.
Вторая таблица была получена существенно иначе. Личностный опросник, созданный на основе американских прототипов и факторизованный на отечественном контингенте, пропускался, пункт за пунктом, через цветоассоциативную процедуру. Эмоциональные образы пунктов опросника, относящихся к одному и тому же фактору (синдрому) суммировались. Так были получены эмоциональные образы каждого фактора.
Процедура использования таблиц для расшифровки эмоционального образа произвольного объекта достаточно очевидна. Подсчитываются парные линейные корреляции между эмоциональным образом объекта и образами, содержащимися в таблице. Использование первой таблицы дает декодирование, адресованное неспециалисту, использование второй таблицы предполагает пользователя-профессионала в области психологии личности.
Замечательно здесь то обстоятельство, что описание в терминах человеческих свойств получается для объекта произвольной природы, т.е. автоматически срабатывает механизм одушевления, антропоморфного уподобления всего мыслимого предметного мира. Вероятно, здесь мы имеем дело с психофизиологическими предпосылками, лежащими в основе мифопоэтических пластов человеческой культуры.
5. Схема проективной оценки
Спроецированный в систему личностных качеств и факторов эмоциональный образ составляет аналог-альтернативу Люшер-портрету. Построение аналога Обобщенному Показателю Комфортности осуществляется согласно следующей схеме, допускающей два варианта реализации.
В первом варианте участникам опроса предлагается вспомнить три-пять человек, в максимальной степени отвечающих идеалу, и примерно столько же человек, воплощающих в своей личности антиидеал. Каждому из них далее следует ассоциировать характеризующий его цвет.
Во втором варианте взаимораскраска совмещается с социометрическим опросом по значимому для группы критерию. В обоих вариантах обязательна самоокраска, т.е. требуется указать свой собственный цвет, дать себе цветовую самохарактеристику.
В обоих вариантах построение оценочных шкал проводится одинаково. Как для положительных, так и для отрицательных выборов (оценок) строится таблица частот событий вида: Я - цвета С, он - цвета Сk, которая затем преобразуется в таблицу условных вероятностей и для положительных и отрицательных выборов соответственно. Далее вычисляется разностная таблица и каждая строка балансируется так, чтобы сумма положительных и сумма отрицательных разностей в ней равнялась единице. После чего таблица готова к употреблению.
Теперь зная цвет субъекта и цвет объекта, исследователь непосредственно считывает из таблицы знак и величину отношения субъекта к объекту. Эту работу впервые проделал С.А. Дружилов в Новокузнецком Металлургическом институте. Полученную таблицу он использовал для оценки отношений студентов к учебному предмету. Сопоставление табличного значения дало коэффициент парной линейной корреляции, равный .75. Тем самым была установлена возможность переноса данных, полученных в сфере межличностных отношений, на существенно иные области деятельности.
Ниже приводится пример построения таблицы на материале опроса по схеме первого варианта слушателей Малого психологического факультета Ленинградского Университета. Первая пара таблиц содержит результаты непосредственного подсчета частот. Во второй паре таблиц фигурируют условные вероятности. Левая таблица третьей пары - это разностная таблица, а правая - окончательный результат проделанной работы. Очевидно, она может замещать социометричеекую процедуру, опрос об отношениях к преподавателям, учебным предметам и различным видам деятельности. Все они приобретают благодаря данной таблице унифицированную форму цветоассоциативного обследования.
Ряд замечаний по перспективе работы в этом направлении. Основные результаты, полученные здесь:
- индивидуальные особенности человека (в данном случае цвет его Я) существенно оказываются на связи между символическим, цветовым восприятием другого и оценочным к нему отношением;
- установленные на материале межличностных отношений связи носят неспецифический и, возможно, универсальный характер.
Пространство индивидуальных особенностей человека обширно. Прежде всего, есть объективные характеристики, такие как пол, возраст, соматический тип (пикнический, атлетический, астенический), темперамент, состояние телесного, душевного и социального здоровья. Вероятнее всего, эти характеристики как субъекта, так и объекта отношения порождают определенный комплекс потребностей, удовлетворяемых либо" напротив, обостряемых по ходу межличностного взаимодействия и символизируемых цветом. Совершенно очевидно, к примеру, что общение с представителями своего пола - это одно, общение же с представителями противоположного пола - это нечто принципиально иное. Сейчас мы нащупали связь между эмоциональным образом Я и выраженными в цвете коммуникативными потребностями. Весь вопрос в том, нет ли более мощного индивидуального признака, приводящего к более выраженной симптоматике отношений. Ясно, что перед нами обширная, не обследованная область межличностных восприятии и отношений, обещающая массу неожиданностей.
В обоих вариантах опроса мы предлагаем очень размытый критерий симпатии - антипатии. Это значит, что мы пребываем на начальной фазе социометрических исследований. Между тем, статус человека в мире людей по разным критериям может существенно разниться: можно быть очень надежным деловым партнером и совершенно невыносимым в плане общения, равно как и наоборот. Более того, связь между статусами по этим критериям оказывается показателем ценностных ориентации группы, а жесткость либо гибкость системы оценок партнера задает авторитарный либо демократический стиль лидерства и управления. Можно идти дальше. Если обследовать множество групп по множеству критериев, если для каждой группы посчитать корреляции между статусами по этим критериям, а затем перейти к корреляциям между корреляциями на множестве групп, то исследователь оказывается еще в одной неизведанной области психологии - многомерной дифференциальной социометрии. Взаимораскраска членов группы - это просто непривычная форма социометрии. Поэтому многомерная дифференциальная социометрия перерождается в дифференциальную цветометрию групп.
Наконец, еще один путь развертывания исследований, примыкающий к области, где мы сейчас находимся. Вопрос "В каком цвете Вы видите это?" фиксирует лишь одну сторону дела. Естественно поставить второй вопрос: "А в каком цвете Это видит Вас?". Если первый вопрос зондирует отношение симпатий-антипатий, то второй вовлекает механизм эмпатии, вживания в чувства, отношения, внутренний мир партнера. Интуитивно ощущается, что материалы, фиксируемые в таблицах типа:
- партнер в моих глазах - я в глазах партнера;
- моя окраска партнера - его самоокраска;
- предполагаемый - реальный мой цвет, содержат информацию об интимнейших, глубинных механизмах общения, остающуюся пока за пределами научных разработок.
Приведем в заключение раздела последовательность таблиц, о которых шла речь выше.
6. Индивидуальный цветовой тест отношений
Генеральная линия развертываемых здесь исследований ориентирована на выявление и сравнительное изучение эмоциональной картины мира, складывающейся в коллективном сознании отдельной группы либо социальной категории. Эмоциональная картина мира в индивидуальном сознании - на периферии наших интересов. Ограничимся в этом разделе сжатым описанием подходов к индивидуальной психодиагностике отношений.
Первый вопрос, который встает перед исследователем в этой области, - это вопрос о вопросах, которые предстоит задавать испытуемому, или иначе - о списке объектов, подлежащих раскраске. Этот вопрос, бесспорно, принадлежит компетенции исследователя. Не вдаваясь в подробности, можно сказать, что речь идет прежде всего о ценностях. Человеческая культура, человеческая цивилизация, человеческое сообщество в целом, равно как его слои, классы, социальные категории базируются на определенной ценностно-нормативной основе. Список этих ценностей и формулировки норм и составляет совокупность объектов отношения.
Предъявляя испытуемому элементы списка и получая их цветовую оценку, мы получаем исходный материал для диагностических суждений. Эти суждения можно представить в диалогической форме вопросно-ответной конструкции. Сформулируем вопросы в явной форме.
Объекты распределились по восьми эмоциональным категориям. Какие объекты объединились в отдельные категории? Для испытуемого эти объекты ценностно близки. Уже сам факт их объединения, а также факт размещения объектов по разным категориям является предметом индивидуально содержательного обдумывания. Объединение осуществилось по категориям, символизируемым цветом. Но используемые цвета обладают вполне определенным содержанием. На этом содержании основан психодиагностический тест М. Люшера. Поэтому через цвет исследователь выходит на интерпретацию эмоционального содержания объектов, попавших в ту или иную цветовую категорию. Это все ориентировано на качественный анализ индивидуальной картины мира.
Количественная ее характеристика возникает уже из простого подсчета числа объектов, попавших в каждую из цветовых категорий. Он дает индивидуальный эмоциональный образ множества объектов, который далее может интерпретироваться согласно развитых ранее процедур.
Следующий шаг в направлении количественного анализа становится возможным, если произошла самоокраска испытуемого. В таком случае срабатывает таблица, представленная в конце предыдущего раздела. Возникает ранжировочный ряд, составленный из цветов. Это открывает возможность использования Лютер-портрета с выходом на тревожно-компенсаторные отношения как в языке цветовой символики, так и на содержательную их расшифровку в терминах раскрашенных объектов. Поскольку при этом каждый цвет заполнен в разной мере, постольку простой подсчет среднего значения и стандартного отклонения выводит исследователя на уточненный показатель комфортности (среднего значения) и интенсивность компенсаторных отношений (стандартного отклонения) на множестве раскрашенных объектов.
Представленные выше процедуры предусматривают только процедуру раскраски объектов и носят исключительно проективный характер. Если к цветоассоциативной процедуре присоединить тестирование по М. Люшеру, получается открыто оценочный тест А.М. Эткинда. Полученный ранжировочный ряд цветов противостоит строке таблицы отношений из предыдущего раздела. Соотношение между ними, измеряемое по формуле парной линейной корреляции, характеризует индивидуальное на текущий момент состояние испытуемого, порождаемое ситуацией тестирования.
Здесь изложены нынешние возможности индивидуального цветового теста отношений. Завершим раздел описанием одного из перспективных разработок несколько иного плана. Обратимся для этого к традициям построения личностных опросников. В этой области сложились две схемы. Согласно первой схеме (Г. Айзенк, Р. Кеттелл) содержащий множество пунктов опросник с двумя-тремя вариантами ответов, пропускается через достаточно большую выборку испытуемых. Анализ материала осуществляется путем подсчета парных линейных корреляций, факторизацией таблицы корреляций центроидным методом либо методом главных компонент и последующей интерпретацией полученных факторов в содержательных психологических терминах. Возникающая таким образом факторная структура описывает стихийно сложившийся состав изучаемой популяции. Согласно второй схеме (Миннесоттский Университет) выделяются категории испытуемых, обладающих выраженными, акцентуированными, внешне фиксируемыми особенностями. Первоначально в качестве таких особенностей был принят десяток клинических синдромов психиатрии, выделенных Крепелином. Для каждой категории по каждому пункту считается частота ответов да-нет. Производится сравнение частот для нормы и отклонения, выделяются пункты с выраженными различиями и в результате компонуется эмпирическая шкала измерения выраженности для каждого из синдромов.
Принимая Миннесоттский подход, получаем следующую схему создания шкал, демонстрируемую эмпирическим примером. Группа правопослушной (лицей при Ленинградском Дворце пионеров) и делинквентной (СПТУ МВД СССР) молодежи раскрашивали список слов. Подсчитывая эмоциональный образ каждого слова у сопоставляемых контингентов и обрабатывая материал согласно схеме, описанной в предыдущем разделе, получили приводимую ниже диагностическую таблицу. Она позволяет оценить положение человека по шкале правопослушность-делинквентность. Для этого выписываются числа из таблицы, отвечающие цвету, которым отреагировал испытуемый. Затем эти числа суммируются, что и дает искомый результат. Апробация показала хорошую дифференцирующую способность таблицы. Трудоемкость процедуры требует ее автоматизации. Понятно, что в этом случае открывается возможность построения принципиально нового типа индивидуальной психодиагностической системы, основанной на цветовых ассоциациях.
Мы не продаем методики, но поставляем с программой то, что хорошо известно и опубликовано.
Программа позволяет ввести или импортировать в систему методики с произвольной структурой и алгоритмами обработки.
Разделы нашего сайта
Раздел "О программе" содержит подробное описание программы, ее основные функции и возможности. Здесь вы также найдете скриншоты, которые демонстрируют интерфейс программы, и деморолики, которые помогут вам освоить работу с программой. Это позволяет пользователям получить представление о программе и понять, как она может быть полезной для их задач.
В разделе "Скачать" вы можете найти инсталлятор демоверсии программы, который позволяет вам ознакомиться с ее функциональностью и возможностями перед покупкой. Кроме того, здесь вы можете найти обновления программы, которые обеспечивают ее актуальность и исправление возможных ошибок или недочетов.
Раздел "Как купить" содержит подробную инструкцию о том, как совершить покупку программы и зарегистрировать ее. Здесь вы найдете пошаговое руководство, которое поможет вам понять процесс покупки и получения полноценной версии программы. Это обеспечивает прозрачность и удобство для пользователей, которые хотят стать владельцами программы.